Журнал «ОНКОХИРУРГИЯ» включен в перечень ВАК Журнал «ОНКОХИРУРГИЯ» включен в перечень
российских рецензируемых научных журналов (ВАК),
в которых должны быть опубликованы основные
научные результаты диссертаций на соискание
ученых степеней доктора и кандидата наук
редакции 2010 года

Адресная доставка радиоизотопа 212Bi с помощью гуманизированных мини-антител

1) Научно-исследовательский центр «Курчатовский институт»,
2) Институт биоорганической химии им. Шемякина и Овчинникова,
3) ООО «Технология медицинских полимеров»,
4) Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена,
Москва, Россия

Использование специфических антител, меченных радиоактивными изотопами, является одним из наиболее перспективных подходов для адресной доставки при терапии раковых заболеваний. Однако применение полноразмерных мышиных антител имеет существенные ограничения, связанные в первую очередь с тем, что они, будучи чужеродными белками, сами вызывают иммунный ответ в организме человека. Значительной части проблем удается избежать, если использовать не целое антитело, а лишь его часть, необходимую для распознавания антигена. Оптимальными для этих целей являются конструкции, состоящие из одних вариабельных доменов иммуноглобулиновой молекулы. Они полностью лишены константных доменов исходного мышиного антитела, вследствие чего они обладают существенно меньшей иммуногенностью для организма человека. Еще более эффективными являются «гуманизированные» мини-антитела, в которых только участки, непосредственно взаимодействующие с антигеном, берутся из мышиного иммуноглобулина, а связывающие их каркасные фрагменты – из антитела человека.

В докладе представлены результаты получения и использования конъюгатов гуманизированных рекомбинантных мини-антител к распространенному маркеру раковых клеток HER-2/neu, меченных α-излучающим радиоизотопом 212Bi.

Разработан метод получения олигомерных гибридных биосовместимых наноразмерных конструкций с 212Bi в качестве терапевтического агента, получены опытные образцы такой конструкции и проведены их исследования.

Создан генератор радиоизотопа 212Pb, на котором получен выход целевого радиоизотопа 212Bi около 65%, в составе которого отсутствуют дочерние продукты распада 224Ra и 228Th. Простота схемы и высокая эффективность извлечения открывает перспективы использования такого генератора для наработки 212Bi в промышленных масштабах.

Исследована эффективность наноразмерной конструкции в экспериментах in vitro и in vivo на опухолях, гиперэкспрессирующих онкомаркер HER-2/neu. Основным результатом экспериментов in vitro явилось подтверждение повышенного, до 20 раз, накопления в опухолевых клетках α-излучающего радиоизотопа 212Bi, доставленного с помощью олигомерной биосовместимой конструкции, по сравнению с нормальными клетками